0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общая характеристика моделей

Общая характеристика моделей образования

Содержание.

1. Общая характеристика моделей образования

1.1 Традиционная модель образования

1.2 Рационалистическая модель образования

1.3 Гуманистическая (феноменологическая) модель образования

1.4 Неинституциональная модель образования

2. Универсальная информационная система Интернет

3. Особенности дистанционного обучения

4. Сравнительный анализ современных моделей образования

5. Словарь основных понятий

Общая характеристика моделей образования

В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основные модели образования:

Дадим общую характеристику этим моделям.

Модель(лат. Modulus-«мера», «образец») – система объектов или знаков, воспроизводящая наиболее существенные свойства системы – оригинала. Модели могут быть реальными (физическими), идеальными, математическими, информационными, графическими.

Традиционная модель образования — это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего, под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самодеятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка.

Обучающийся рассматривается как объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков. Обучение ставит своей задачей, в первую очередь, воздействие на механизмы памяти, а не мышления обучающихся. Целью такого образования является формирование личности с заранее заданными свойствами. Результаты выражаются в уровне ее обученности и социализованности.

Основной дидактической единицей в этой модели является содержание образования. Система образования рассматривается как государственно-ведомственная организация, которая строится по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры образовательных учреждений и учебных дисциплин. При том все учебные заведения контролируются административными или специальными органами.

Рационалистическая модель образования во главу угла ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения обучающимися знаний. В основе идеологии современной рационалистической модели образования лежит бихевиористическая концепция. Эта модель отводит обучающимся сравнительно пассивную роль. Они, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность.

Таким образом, поведенческие цели вносят в образование дух узкого утилитаризма и навязывают учителю механический, нетворческий образ действий. Учитель должен следовать предписанному шаблону, а его деятельность превращается в натаскивание обучающихся на решение задач, выполнение тестов и т. д. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальные занятия, коррекция.

Рационалистическая модель образования обеспечивает, прежде всего, практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу и производству. Нужно учитывать, однако, что любая образовательная программа долга быть направлена на обеспечение «поведенческого» аспекта знаний, умений и навыков.

Гуманистическая (феноменологическая) модель образования в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира, межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.

Модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям. Представители этого направления отрицают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». По их мнению, образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, помогать ему проявлять и развивать то, что заложено природой, а не формировать личность с заранее заданными свойствами. Необходимо создавать условия для самопознания и саморазвития каждого учащегося, предоставлять как можно больше свободы в выборе и самореализации.

Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как обучающихся, так и педагогов, а также право индивида на автономию развития и собственную траекторию образования.

Представители гуманистической модели образования не отличаются единством взглядов. В рамках этой модели существуют многие концепции образования: гуманитарно-образовательная, личностно-ориентированная, аксиологическая, проективная, педагогической поддержки, культурологическая и др. Но их объединяет то, что они признают приоритет развития личности над обучением, а знания, умения и навыки считают не целью обучения, а средством развития обучающихся.

Неинституциональная модель образования ориентируется на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных. Это образование «на природе», в условиях параллельных школ, с помощью системы Интернет, дистанционное обучение, «открытые школы», «открытые университеты» и др.

Так, в мировой педагогике хорошо осознана роль «параллельной школы» — так называют радио, телевидение, кинематограф, прессу, которые систематически готовят специальные воспитательно-образовательные программы. Например, в США учебные программы транслируют около 200 телекомпаний и более 700 студий кабельного телевидения. Министерство образования координирует национальные учебные радио- и телепрограммы, разработкой и внедрением которых занимаются несколько педагогических центров.

Использование средств массовой информации в образовании позволяет повышать эффективность образовательного процесса. Но многие педагоги считают, что эти средства должны использоваться крайне осторожно, так как они отодвигают на задний план ничем не заменимые при воспитании человеческие контакты, живое общение. Сомнительные ценности массовой культуры, которые нередко несут радио, телевидение, кинематограф и пресса, могут разрушать, а не развивать личность ребенка.

Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению универсальной информационной системы Интернет. Это глобальная электронная сеть, объединяющая более 40 млн. пользователей персональных компьютеров различных стран, организаций и учреждений. Работа в Интернете обычно осуществляется либо в диалоговом, либо в автономном режиме. В настоящее время наиболее используемыми средствами автономного режима являются электронная почта, интернет-фестивали и телеконференции. Диалоговый режим получил мощное развитие за счет использования гипертекста.

Система Интернет резко расширила возможности получения информации, появился термин интернет-образование, который означает обучение людей с помощью программных электронных устройств. Однако и это техническое новшество в образовании может иметь свою оборотную сторону: механическая «перекачка» информации может привести к снижению роли активной познавательной (мыслительной) деятельности субъектов обучения.

Интернет– глобальная информационная система, состоящая из множества взаимосвязанных компьютерных сетей.

Развитие новых информационных систем привело к появлению дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения.

Особенностями дистанционного обучения являются:

• индивидуальное общение обучающего и обучающегося в режиме времени, близком к реальному;

• использование преподавателей-тьюторов, которые выступают в роли консультанта и организатора, несут персональную ответственность за каждого обучающегося;

• личностно-ориентированный характер обучения;

• изначально заданная положительная мотивация обучения;

• утверждение в качестве основного элемента учебного процесса не только знания, но и информации, а также самостоятельный поиск нужной информации;

• выступление обучающегося в роли основного субъекта образовательного процесса (самостоятельный поиск нужной информации, ее переработка, самоконтроль, самооценка качества своего образования), возможность использования мультимедийных средств (текст, наглядные средства в статике и динамике, звуковое сопровождение) и др.

Дистанционное образование позволяет решать следующие задачи: обеспечение доступности образования; создание системы непрерывного образования; повышение качества образования; обеспечение функциональной грамотности населения; предоставление обучающим и обучающимся академических свобод и повышение уровня их учебной мобильности; предоставление возможности получения образования лицам с физическими недостатками или по каким-либо причинам не могущим обучаться в традиционной системе; возможность осуществления продвинутого образования для особо одаренных людей независимо от места их проживания; объединение потенциала различных образовательных учреждений, создание их объединений; интеграция и глобализация образования, создание общего образовательного пространства.

Новые информационные технологии приводят к созданию открытых образовательных учреждений. Так, традиционные университеты переходят к обучению на расстоянии в качестве дополнительного образования. Сегодня существует 11 так называемых мега-университетов — всемирных открытых университетов, в которые ежегодно зачисляются более 100 000 студентов. Вариант открытого университета — виртуальный университет — использует спутниковую связь и Интернет для передачи курсовых материалов. Это дает людям, живущим в различных регионах, возможность пользоваться одними и теми же ресурсами.

Число лиц, прошедших обучение без получения диплома, превосходит число обучающихся для получения диплома в 3,9 раза. Это свидетельствует о том, что знания и информация все больше начинают приобретать ценность сами по себе, а не как средство для получения диплома, что радикально меняет характер образовательной мотивации.

Сравнительный анализ современных моделей образования

Охарактеризованные модели образования обладают рядом достоинств и недостатков, по которым их можно объединить в отдельные группы. На наш взгляд, целесообразно особо выделить традиционную (формирующую) модель образования, рационалистическую же модель можно считать разновидностью традиционной.

Так, традиционная и рационалистическая модели не ставят в центр личность обучающегося как субъекта образовательного процесса. Учащийся является лишь объектом педагогического воздействия. Предусматривается стандартизация образовательного процесса, при которой технологии обучения ориентированы главным образом на возможности среднего ученика. Используется прямой (императивный) стиль управления учебной деятельностью учащихся. Для этих моделей образования характерны монологизированное преподавание, недооценка роли инициативы и творчества субъектов образовательного процесса. Обе модели направлены на формирование личности с заранее заданными свойствами и передачу содержания или способов обучения в готовом виде.

Поскольку различные разновидности гуманистической модели образования признают приоритет развития над обучением и имеют личностно-ориентированный характер, в качестве интегрированной модели можно выделить гуманистическую (личностно-ориентированную) модель образования.

Эти положения соответствуют мнению Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич, которые считают, что «в целом можно говорить о существовании двух основных парадигм в современном образовании — формирующей (традиционной) и личностно-ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой специфический набор частных парадигм, раскрывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения».

Словарь основных понятий

Авторитарный — основанный на слепом подчинении и власти, навязывающий другим свои взгляды.

Автономность — способность к независимости от внешних воздействий.

Гипертекст — тип интерактивной среды с возможностями переходов по ссылкам, позволяющим выбрать необходимую информацию.

Провайдер — поставщик услуг Internet.

Самоактуализация — стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, переход из состояния возможностей в состояние действительности.

Тьютор— преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме обучения и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.

Электронная почта — передача данных на конкретный электронный адрес с соблюдением конфиденциальности.

Феномен (греч. phainomenon — являющееся) — выдающееся явление, исключительная, неповторимая личность.

1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [текст] / Ю.К.Бабанский. — М., 1985.

2. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [текст] /И.Я.Лернер. — М., 1981.

3. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [текст] / М.Н.Скаткин. — М., 1984.

4. Теоретические основы процесса обучения в советской школе [текст] / под ред.В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М., 1989. Гл.2, §1.

5. Сластенин, В.А. и др. Педагогика [текст]. — М.,1998. — С.300-327.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [текст]. — М., 1999.-С.243-280.

7. Лернер, И.Я. Зачем учителю дидактика // Хрестоматия по теории и технологии обучения. / Сост. Н.С. Сытина. — Уфа, 2003. — С.20-35.

Читать еще:  Наши решения обеспечат ваш комфорт

8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.

|следующая лекция ==>
Место идеала социальной справедливости в идеологии белорусского государства|Республиканский детский фестиваль моды и талантов

Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 3628 | Нарушение авторских прав

Общая характеристика моделей управления

Одна из центральных задач управления развитием персонала, особенно его стратегической составляющей, — это оценка складыва­ющейся жизненной стратегической ситуации, прогноз ее развития, влияния внешней и внутренней сред и т. д. Один из способов ее ре­шения — построение модели развития окружающего мира и на этой основе — разработка модели управления развитием персонала.

Анализ социальных теорий развития [42] в работах [16; 32], позво­ляет выделить как наиболее актуальные для нас синергетическую и пассионарную модели.

Синергетическая (энтропийная, термодинамическая) модель. Фиксирует внимание субъекта на том, что термодинамическая функция состояния системы является мерой ее неупорядоченности. Согласно второму закону термодинамики все процессы стремятся к возрастанию общей энтропии системы и окружающей среды. Равно­весием ограничивается возрастание энтропии. Наступление равно­весия означает и максимальную неупорядоченность системы (хао­тичность). Все процессы, сопровождающиеся энтропией, не могут самопроизвольно изменять направление и возвращаться к исходному состоянию. Обратимые процессы протекают без изменения энтро­пии, необратимые характеризуются ее возрастанием [24; 27]. Из ска­занного следует, что непосредственное приложение термодинами­ческих законов к самоуправлению развитием человека (персонала) приводит к противоречию, ибо эволюция живых систем происходит в направлении, противоположном указанному вторым началом тер­модинамики: вместо деградации системы и потери энергии повыша­ется организация системы.

Объяснение этому явлению дает неравновесная термодинамика. В применении к живым системам, развитие которых требует откры­тости внешней среды, их равновесие аналогично смерти. Принцип устойчивого неравновесия Э. Бауэра гласит, что живые системы ни­когда не бывают в равновесии и используют за счет своей свободной энергии постоянную работу против равновесия, требуемого законами физики и химии [28].

Открытие И. Пригожиным диссипативных структур, возникаю­щих в далеких от равновесия системах, позволяет принимать теоре­тический потенциал термодинамики для объяснения процессов, происходящих в макросистемах (типа социум) [26; 27]. Могут быть установлены зависимости между социальными процессами как субъектом жизни (макро- и микрокосмос), пространством и време­нем. Речь идет о возникновении и развитии энтропийных социумов (кризисные формы жизни), переходе таких социумов в неэнтро­пийные, антикризисные.

Для существования любого стационарного состояния открытой системы необходим поток свободной энергии извне, постоянная

«накачка» потоком свободной энергии» [4]. Следовательно, роль «царицы мира» при таком подходе играет энергия, а не ее тень — энт­ропия. Заметную роль для понимания природы человека как ра­зумной самодеятельной самости играет генетико-адаптационная модель развития, где исторический процесс предстает в единстве элементов социогенеза.

Таким образом, развитие персонала организации, социума — это прогрессирующая интенсификация группового отбора, возрастание способностей к сотрудничеству, к самоотверженности, самопожерт­вованию. Те субъекты, у которых эти свойства слабо выражены, по­падают в тупики эволюции. Человек в отличие от них обладает раз­витой способностью к образованию условных и экстраполяционных рефлексов, лежащих в основе общечеловеческой этики (феномен совести). Важна и роль альтруистических эмоций.

Пассионарная модель развития. Разработана в научных трудах Л. Н. Гумилева [12; 13]. Автор исходит из того, что неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы отражается на поведении коллективов. Вариации этой энергии дают эффект «пассионарности» (лат. — «страсть»).

Пассионарностъ — непреодолимое внутреннее стремление к дея­тельности, цели, которую человек ставит выше других целей. Пассионарность сопрягается с любыми способностями — высокими, сред­ними, малыми. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает творчество и разрушение, благо и зло. Большинство пас­сионариев пребывает в составе «толпы». Как «необратимая сила» пассионарность находится в основе глобальных коллизий — миграций народов, культурного роста человечества. Именно пассионарность делает безграничными ресурсы человеческих умов и воли.

Объяснить это можно тем, что каждый организм обладает энерге­тическим полем (этническим полем по Л. Н. Гумилеву), создавае­мым биохимической энергией живого вещества. Применяя эту (этноэнергетическую) модель к проблемам развития человека, можно заключить, что индивид, этнос выступают в качестве системы коле­баний определенного энергетического (этнического) поля. Разные «Я» отличаются частотой колебания поля, особым характером рит­мов разных этнических групп. Чувство «своего» означает унисон ритмов, чувство «чужого» — несовпадение их. После пика пассионар-ности следует период диссипации. Они возникают в далеких от рав­новесия системах и существуют благодаря обмену энергии и вещества. Выдающееся в людях уступает место обычному (принцип дополни­тельности Н. Бора). В пределах системы есть выдающиеся и обыч­ные. Когда внутри социальной системы воцаряется беспорядок, то в ней, как правило, выживают те, кто не принимал участия в истори­ческом процессе, жил в гомеостазе, в равновесии с природой. Напри­мер, наиболее сильные и здоровые уходили на войну, где погибали. Новый пассионарный толчок все начинает сначала.

Данная модель имеет ряд преимуществ. Л. Н. Гумилев делает вы­вод, что не может быть никаких ограничений для прогресса, изменя­ются только лидеры социогенеза (антропосферы). «Угасший» этнос после выполнения своих авангардных функций уступает место вошедшему в состояние активности. Человеческий путь объясним; если изменить подход — что-то делается во имя интереса к новому, жажды впечатлений и неожиданных ситуаций. Это и есть проявле­ние высших мыслей и эмоций, но уже следствие, а причина — обра­зование «условных и экстраполяционных рефлексов» [12].

С позиций синергетики негэнтропийный максимум в творческой системе «Я» человека служит причиной отказа от достигнутых ре­зультатов, если они начинают давить на него, превращаться в само­ценность. Движение к новому является проявлением энтропийного качества, поскольку усугубляется положение ищущего ответ «Я» че­ловека. Однако именно в этом случае конфликтность (проблем-ность) бытия служит лучшим средством повышения творческой ак­тивности. Так формируются великие характеры и делаются откры­тия. Г. Гегель подчеркивал, что это путь через страдания, которые составляют привилегию великих натур [10]. Эффект энтропности (энтропийности) в жизни человека может быть объяснен с по­мощью феномена «отклоняющегося поведения». Норма уступает место антинорме, обычное в мотивах поведение — необычному. Не­стандартность, нешаблонность поступков обнаруживает отклоне­ние от нормы для наилучшей самоорганизации. Это значит, что на­иболее общим средством обеспечения сохранения равновесия твор­ческой системы индивида является ее изменение. Чем динамичней система, тем большее значение приобретают изменения системы, а неравновесность, неустойчивость, нестабильность становятся источниками упорядоченности, способствуют достижению эффек­тивных результатов.

В едином мировом процессе самодвижение материи и самоорга­низация равнозначны убыванию энтропии, самодезорганизация — возрастанию негэнтропии. Организация и дезорганизация, порядок и беспорядок, негэнтропийные и энтропийные процессы обусловлены их неравномерным распределением в пространственно-временном континууме Вселенной. Земля, самоуправление являются областью организационных, информационных, негэнтропийных процессов. В таких условиях порождаются информационно-генерирующие процессы — геогенез, антропосоциогенез. Противоречие между по­рядком и беспорядком объективно и служит необходимым источни­ком развития физических, биологических и социальных систем. Суммирование содержания всех моделей развития является движе­нием к построению философской модели целостного личностного жизненного пространства, модели мира, наиболее объективно отра­жающей саморазвитие, самоуправление. Эта модель способствует решению проблемы прогноза жизненного пути человека, представ­ляемого как непрерывная цепь аспектов самореализации [32]. Жиз­ненный путь человека — это его движение в пространстве и времени, осуществляемое в процессе жизнедеятельности. Следовательно, чем реальнее модель мира, чем ближе она к жизни, тем более устойчиво самоуправление развитием человека.

Жизненный путь человека связан с осознанием цели и смысла жизни, с выявлением для себя своего предназначения [32]. При этом смысл жизненного пути, отмечал Л. Фейербах, состоит в самореали­зации [34], а неотъемлемым условием полноты самореализации лич­ности является осмысленное его построение, осуществляемое, по мнению С. Л. Рубинштейна, с использованием рефлексии.

Философское осмысление жизни связано с появлением в созна­нии человека феномена рефлексии, созреванием мировоззренческих чувств, выступающих как внутренние условия, включенные в общий эффект, определенный закономерным соотношением внешних и внутренних условий [29]. Исследования, проведенные киевскими социологами, свидетельствуют, что потребность в определении смысла жизни — не какая-то «блажь» особых рефлектирующих субъек­тов, она входит в состав насущных потребностей личности [32]. Выше уже шла речь о системообразующих факторах, связанных с этой потребностью. В такой ситуации приходим к выводу, что в про­цессе движения по жизненному пути смысл жизни постоянно уточ­няется рефлексивным механизмом на основе информации транс­формируемой модели мира.

Распространяя знания синергетики, пассионарности на жизнедея­тельность и деятельность человека, можно предполагать, объяснять и делать выводы. В человеке (персонале организации) как нелиней­ной, неравновесной системе в определенных условиях жизни обра­зуются внутренние связи, начинают «работать» системообразующие факторы, организующие, мобилизующие его и позволяющие совер­шать действия, поступки, которых он сам и его окружающие не ожи­дали. Это свидетельствует, что каждый человек сам себя не знает; в условиях кризиса в каждом появляются (могут проявиться) харак­теристики, способности, дающие ему возможность выйти на новый уровень развития. Видимо, проявление этих закономерностей в жиз­ни, которых, естественно, не знал Ф. де Ларошфуко, но умел наблю­дать явления и делать соответствующие выводы, дало ему возмож­ность написать следующее [20]: «Мало обладать выдающимися каче­ствами, надо еще уметь ими воспользоваться». «О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется».

Проявление качественных характеристик, возможностей человека в разных условиях приводит Ларошфуко к выводу о необходимости своевременной и объективной оценки ситуации. «В значительных делах следует не столько стараться создать возможности, сколько воспользоваться той, которая представилась». «Нужно только уметь вести себя соответственно существующей ситуации». «Лишены про­зорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее». Еще более определенно о возможностях чело­века говорил Ф. М. Достоевский: «Человек есть тайна: никогда не верь себе, что ты знаешь себя, если не хочешь свои возможности ис­пытать прежде времени; верь, что неожиданность, требующая новых сил, откроет в тебе самом неожиданные возможности, достойные те­бя, вообще человека» [9].

Человек жизненными обстоятельствами, кризисной ситуацией может быть «выведен» в состояние бифуркации, когда он вынужден принимать решения, переводящие его на совершенно новую траек­торию в жизненном пространстве. Диссипативные процессы, дисси-патия — это не зло, не фактор, а важное свойство процессов самореа­лизации, необходимое для выхода на аттрактор, для создания слож­ной диссипативной структуры в нелинейной открытой системе [31]. Синергетическое видение, стало быть, обусловливает необходи­мость изменения привычного взгляда, что флуктуации, случайности несущественны и не могут определить путь, эволюцию системы.

Следовательно, в открытых нелинейных средах, в которых человек строит свою жизнедеятельность, малое воздействие, флуктуация, слу­чайность могут приводить к существенным результатам. Однако, чтобы случайность могла производить подобные действия с человеком, он должен оказаться в состоянии неустойчивости, в котором оказывается чувствительным к малым флуктуациям. Состояние неустойчивости может иметь и конструктивный момент. Неустойчивость приводит к коренным перестройкам внутренних и внешних связей системы (человека). В этом случае неустойчивость означает развитие. Человек при реализации своего самоуправления (менеджмента) должен учи­тывать, что лавинообразные процессы, приводящие подчас к катаст­рофическим последствиям в жизнедеятельности, возникают, когда он и окружающая его среда особым образом подготовлены. Среда должна находиться в возбуждении, критическом состоянии, тогда достаточно незначительного воздействия на управляющий параметр системы, чтобы вызвать катастрофические последствия.

Читать еще:  Обзор моделей с характеристиками

Значение принципов самоорганизации сложных систем раскры­вает для самоуправления развитием человека принципиально новые возможности, которые следует учитывать. В нелинейных средах существует поле путей развития, наличие которого позволяет гово­рить, что путь развития не предопределен, для каждого человека он не единственный. Следовательно, имеется возможность выбора. Л. А. Самарский пришел к выводу, что возможно несколько путей развития сложного объекта, будущее неоднозначно, определяется настоящим (начальными условиями), его нельзя предсказать на основании только предшествующего опыта. Оптимальный путь раз­вития надо выбирать, вычислять, им нужно управлять [30]. При этом следует учитывать, что из множества путей можно определить (вы­числить) наиболее оптимальный и желательный. Зная будущее состояние и устойчивые закономерные тенденции нации систем, человек может сократить время выхода, будущую форму организации. Так он может миновать многие постепенного жизненного.Следовательно, человек должен научиться определять этот путь, ибо он потенциально способен себя строить, структуриро­вать, правильно инициировать желательные тенденции саморазви­тия. Делается это с учетом знания того, что в каждом нелинейном процессе есть «. определенная область параметров или стадий, где нелинейная система особенно чувствительна к воздействиям, согла­сованным с ее внутренними свойствами (резонансными воздей­ствиями) . Резонансное возбуждение представляет огромный интерес в синергетике. Понимание способов воздействия на слож­ные системы и последствий таких воздействий — конечная цель их исследований» [31].

Управляющее воздействие процессами развития нелинейной системы (человеком) может быть эффективным только тогда, когда оно согласовано с внутренними свойствами этой системы, т.е. явля­ется резонансным. Резонансное воздействие означает, что важна не сила управляющего воздействия на систему, а его правильная пространственная организация. Таким образом, при слабом воздей­ствии на систему в нужном месте и в нужное время, топологически согласованно с ее собственными структурами, она развертывается во всем богатстве своих форм и структур. Эта особенность восприя­тия у человека отмечается и при трансе. Реакция системы в опреде­ленных состояниях на слабые сигналы позволяет понять феномен человека, проявляющийся в появлении сверхвозможностей, в само­исцелениях при соответствующем психофизиологическом воздей­ствии на организм (аутотренинг, йога, у-шу, тайцзы-цюань, карате, акупунктура и т. д.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Общая характеристика моделей

Раздел 1. Введение. Понятие математической

Модели.

Метод изучения природных явлений и процессов с использованием их моделей широко используется человечеством с древнейших времен. Моделью называют некий объект, отражающий основные, наиболее характерные черты изучаемого объекта, которые характеризуют исследователя в данный момент времени. Например, если мы интересуемся особенностями движения объекта, то его моделью для этой цели может быть некая точка, характеризующая движение центра тяжести объекта под действием приложенной силы. Если мы хотим исследовать закономерности протекания нефти в магистральном нефтепроводе, то моделью такого объекта может быть трубка небольшого диаметра, по которой протекает жидкость, имеющая свойства, аналогичные свойствам нефти.

Таким образом, для исследования поведения объекта путем исследования его модели, необходимо, прежде всего, создать модель объекта. Модель должна отражать не все свойства объекта, а только те, которые интересуют исследователя в данный момент времени. Поэтому для одного и того же объекта могут быть разные модели, в зависимости от целей исследования.

Различают два основных вида моделирования:

1. Физическое моделирование.В этом случае физическая природа процессов, происходящих в модели и в объекте, одинакова и они отличаются только размерами или темпом процессов, происходящих в модели в объекте.

Например, если мы хотим исследовать закономерности протекания жидкости в трубопроводах большого диаметра, мы можем исследовать особенности течения жидкости в трубопроводах малого диаметра и обобщить полученные результаты на основе использования теории подобия.

Центральным положением этой теории является понятие подобия объектов, возникшее в геометрии и перенесенное в физику. По аналогии с геометрическим подобием вводится понятие физического подобия. Это может быть, например, гидродинамическое подобие (подобие потоков текучей жидкости), тепловое (подобие полей температур), механическое (подобие распределения сил, скоростей, энергетических характеристик, а позже кибернетическое (подобие процессов переработки информации в саморегулирующихся кибернетических системах). Основной постулат теории подобия гласит: правильные результаты при моделировании можно получить, обеспечив физическое подобие модели изучаемому объекту.

Первоначально понятие физического подобия рассматривалось лишь в отношении явлений и объектов одной физической природы. Например, потоки жидкости в моделируемом аппарате считалось обязательным воспроизводить лишь текучей жидкостью в малой геометрической копии аппарата. При этом часто возникала проблема подбора жидкости для модели. Пропорциональное изменение размеров необходимо было компенсировать в модели соответствующим изменением свойств жидкости. Затем понятие физического подобия было расширено. В это подобие стало возможным вовлекать и явления разной природы. А.А. Гухман предложил называть первый случай подобия физически однородных явлений – подобием в узком смысле, а второй, более общий случай — подобия для явлений различной физической природы – физической аналогией.

Фундаментальной является так называемая тройная аналогия процессов переноса: распространения тепла (теплопроводность), переноса массы ( диффузия, фильтрация), перемещение электрического заряда (электрический ток). Законы переноса удается записать для перечисленных процессов единым уравнением, связывающим поток текучей субстанции (вещество, энергия) и проводимость среды. Все эти три явления, хотя имеют совершенно различную природу процессов, имеют одинаковое уравнение, описывающее эти процессы. Таким образом, это уравнение является математической моделью для этих процессов. Поэтому, изучая закономерности процесса переноса электричества, можно изучать явления переноса массы в аналогичных условиях. Таким образом, мы подошли к определению математического моделирования.

2. Математическое моделирование.В этом случае физическая природа процессов, происходящих в модели и в объекте, может быть совершенно различна, но оказываются одинаковыми уравнения, описывающие изменение процессов в модели и в объекте.

Например, перенос вещества описывается законом Фика:

(1.1)

Перенос тепла описывается уравнением Фурье:

(1.2)

Перенос электричества описывается законом Ома:

(1.3)

Все эти три уравнения имеют одинаковую структуру, они состоят из двух сомножителей, первый из которых является коэффициентом пропорциональности данного процесса, а второй является величиной градиента концентрации (с) температуры (Т), или напряжения (U) в направлении потока. Уравнения (1.1) – (1.3) являются математической моделью этих трех процессов и описывают их основные свойства – а именно, способность к переносу различных субстанций в поле распределения соответствующей величины в пространстве. Эти три процесса имеют одинаковую математическую модель и являются изоморфными. Каждое из трех рассмотренных явлений может быть моделью для исследований процессов переноса, описываемых моделью типа

(1.1)-(1.3). На этом основании можно, например, исследовать закономерности распространения вещества путем диффузии, исследуя закономерности распространения электрического тока в электропроводящей среде. Такой метод ранее применялся в исследованиях. Он называется методом прямой аналогии. С появлением аналоговых вычислительных машин они стали применяться для исследования процессов по их математическим моделям на аналоговых машинах.Аналоговые вычислительные машины состоят из элементов и блоков, выполняющих отдельные математические операции – умножение, сложение, деление, операции дифференцирования и интегрирования. Когда блоки машины соединялись в последовательности, соответствующей математической модели объекта, аналоговая вычислительная машина становилась моделью объекта, так как в ней напряжения электрического тока на выходе отдельных решающих блоков описывало изменения физических величин в моделируемом объекте. Мы в этом случае также реализуем метод прямой аналогии, когда каждому явлению в объекте мы ставим в соответствие определенный узел электрической схемы. Метод прямой аналогии несет в себе черты подобия в узком смысле. При моделировании сложных объектов создание таких моделей становится сложным, а сами модели становятся громоздкими.

Основополагающим принципом в моделировании является принцип изоморфизма: если две системы изоморфны, то каждую из них можно считать моделью другой. Однако, так как модели отражают не все стороны явления или процесса , а только наиболее существенные с точки зрения исследователя, то и системы являются не полностью изоморфными, а только частично, по ограниченному объему свойств и характеристик. Такое неполное соответствие называют гомоморфизмом. Гомоморфизм также предполагает однозначное соответствие между объектами, но это соответствие не взаимно. Из гомоморфных объектов один обязательно моделируемый («натура»), а второй – модель. Их нельзя поменять местами, в отличие от изоморфных объектов.

При моделировании кибернетических систем можно соблюдать два вида подобия:

1) функциональное – совпадение функций систем в одинаковых условиях

2) динамическое – совпадение между движением модели и объекта, т.е. между последовательно изменяющимися состояниями модели и объекта.

Пусть мы имеем две системы:

Рис.1.1. Сопоставление изоморфных систем.

xi(tN) = xi(tM) i,j = , m=n (1.4)

значения компонентов вектора входных переменных систем N и M, соответственно, а tN и tM темп протекания процессов в системах N и M

Если реакции этих систем также одинаковы:

yi(tN) = yi(tM) i,j = , m=n (1.5)

а течение времени совпадает с натуральным:

(1.6)

то системы M и N изоморфны. Но условия (1.4)-(1.6) очень «жесткие». Для их выполнения требуется, чтобы множества переменных состояния X и Y модели и объекта совпадали, т.е. они должны включать все возможные в реальной системе воздействия и реакции на них. Темпы развития процессов в системах N и M должны совпадать. Поэтому всякий реальный объект является строго изоморфным только самому себе. Моделирование возможно только при упрощении условий (1.4)-(1.6). Прежде всего, необходимо уменьшить число компонентов у векторов XM и YM в модели по сравнению с моделируемым объектом. Это достигается тем, что в модели воспроизводятся не все свойства объекта, а только основные. Учитываются разные темпы протекания процессов в модели и в объекте. Это приводит к тому, что условия (1.4)-(1.6) могут быть записаны следующим образом:

xi(tN) = xi(tM) i,j = , m

Общая характеристика моделей управления

Особенности государственного управления в советский период

По Конституциям 1918 и 1924 гг. высшим органом власти, который осуществлял общее руководство страной, провозглашался Всероссийский (с 1924 г. — Всесоюзный) съезд Советов; По Конституциям 1936 и 1977 гг. высший орган государственной власти – Верховный Совет СССР, избираемый населением на 5 лет.

Высшая исполнительная и распорядительная власть сосредоточивалась в руках правительства – Совнаркома (СНК, от слов – Совет народных комиссаров) в 1917-1946 годах, с 1946 г. – Совета министров (СМ СССР, Совмин СССР). Наиболее видными руководителями правительства в разные годы были В.И.Ленин, В.М.Молотов, А.Н.Косыгин. В 1917-1932 гг. при правительстве действовал Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), функции которого сводились в основном к управлению промышленными предприятиями. В 1920 г. создается Госплан – Государственный плановый комитет, в задачи которого входила разработка стратегии экономического развития страны и пятилетних плановых экономических заданий.

Читать еще:  Рецепт фасоли с овощами

Реальной властью в стране в 1917-1991 гг. обладала коммунистическая партия, (название партии до 1925 г. – Российская коммунистическая партия большевиков — РКП (б), в 1925-1952 гг. – Всесоюзная коммунистическая партия большевиков — ВКП (б), с 1952 г. – Коммунистическая партия Советского Союза — КПСС).

Особенностью государственного управления в период социализма было создание значительного числа карательных органов, наиболее значимыми из которых в разное время были Центральный революционный трибунал, революционные трибуналы, Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Среди прочих карательными функциями были наделены Государственное политическое управление (ГПУ), Главное управление лагерей (ГУЛАГ), Комитет государственной безопасности (КГБ)

Особенность административного устройства страны заключалось в том, что это была федерация, построенная по национальному принципу

Определенную роль в управлении обществом играли профсоюзы. Низовые профсоюзные организации создавались на всех производственных объектах, свои действия профсоюзы согласовывали с руководством предприятия и местной парторганизацией

Руководство детьми и молодежью со стороны государства осуществлялось с помощью пионерской (создана в 1922 г.) и комсомольской

Научные школы управления.

В первой половине двадцатого века были разработаны и получили развитие многие школы управления, среди которых необходимо выделить четыре основных: школа научного управления, административная или классическая школа, школа психологии и человеческих отношений, школа поведенческих наук и школа науки управления или количественная школа. Каждая из этих школ внесла значительный вклад в теорию управления, их концепции и приемы до настоящего времени используются практикой.

1 Школа научного управления. Ф. У. Тейлор и его последователи (1885 – 1920 гг.) Школа научного управления сформировалась работами американских менеджеров Ф.У.Тейлора (1856−1915), Френка и Лилии Гилбретов, Г. Гантта (1861−1919), Г. Форда (1863− 1947), Г. Эмерсона (1853−1931) и др. Ф. Тейлора считают основоположником научного управления производством. Идеи научной организации труда уже тогда имели хождение в работах инженеров, психологов и социологов. Крупное машинное производство, развитие техники требовали новых методов управления, их рационализации, а также экономии времени и ресурсов. Тейлор не был ученым-исследователем или высокообразованным инженером. Он был практиком заводского производства, который поставил за-дачу управления производительностью труда путем рационализации трудовых операций. Совокупность принципов и положений, которые легли в основу рассматриваемой школы, впоследствии получили название «тейлоризм». Принципы и методы рацио-нальной организации Ф. Тейлора:- метод наблюдений, анализ трудовых процессов;- замеры, хронометраж, фиксации движений рабочих- специальная киносъемка и фотографии трудовых операций;- внимание к человеческому фактору в форме материальной заинтересованности работника;- управление – это самостоятельная область научных исследований;- определение разумных норм труда и плата за их перевыполнение, «лучше и больше производишь – больше получаешь»;- подбор людей, которые физически и интеллектуально подходили к выполняемым работам и операциям;- обучение и подготовка кадров;- управление как функция – это особая профессия. Среди последователей У. Тейлора особенно выделяются Френк и Лилиан Гилберт. Они занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Ф. Тейлора внес Г. Эмерсон, который в своем труде «Двенадцать принципов производительности» изложил свои взгляды на рационализацию произ-водства и исследовал штабной принцип в управлении .Г. Форд продолжил идеи Ф. Тейлора в области организации производства.

2 Административная (классическая) школа управления. А. Файоль (1920 – 1950 гг.)Если представители школы «научного управления» посвятили свои исследования управлению непосредственным производством, то классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда. Основателем административной школы управления является французский инженер-администратор Анри Файоль. Он был руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании. Обобщая свои многолетние наблюдения, А. Файоль создал «теорию администрации». В отличие от Тейлора он имел непосредственный опыт в качестве руководителя высшего звена управления в большом бизнесе. Основной задачей А. Файоля было повышение производительности не только производственного, но и управленческого труда, т.е. обеспечить эффективность управления в более широком смысле слова – применительно к работе всей организации. Целью административной школы было создание универсальных принципов руководства, следуя которым организация, достигнет успеха. Рассматривая организацию как специфический вид деятельности, как столь же своеобразную административную систему и согласуя свои идеи с принципами Тейлора относительно стимулирования каждого работника, А. Файоль сформулировал следующие 14 принципов организации управления применительно к деятельности администраций производственных предприятий:1. Разделение труда.2. Полномочия и ответственность.3. Дисциплина. санкции. 4. Единоначалие. 5. Единство направления6. Подчиненность личных интересов общим7. Вознаграждение персонала..8. Централизация.9. Скалярная цепь.10. Порядок. 11. Справедливость..12. Стабильность рабочего места для персонала13. Инициатива14. Корпоративный дух. В сфере политического управления в этот период наиболее популярными были идеи кейнсианства. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) предложил свою концепцию государственного регулирования экономики. Основу государственной политики, согласно кейнсианству, должна составлять борьба с экономическими спадами и безработицей. По существу, это была первая серьезная модель антикризисной государственной политики. В целом кейнсианская модель государственного управления основывается на следующих принципах:1) государство должно осуществлять комплекс мер по регулированию экономики для преодоления негативных последствий рыночных отношений;2) предупреждая социальные взрывы, государство перераспределяет доходы в пользу неимущих слоев через прогрессивное налогообложение, развитие бесплатной системы образования и здравоохранения;3) антикризисное регулирование сводится к стимулированию инвестиций в период экономического спада путем увеличения государственных расходов на закупки, товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса и путем влияния на норму банковского процента, которая в условиях спада не должна быть слишком высокой;4) возможность допущения дефицита бюджета и умеренной инфляции и за счет выпуска в обращение дополнительных денег. Идеи кейнсианства и сегодня достаточно популярны и используются в государственном регулировании рыночной экономики.

3 Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») Э. Мэйо (1930 – 1950 гг.) Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ – школы «человеческих отношений» (1920−1950 гг.) и школы «поведенческих наук» (1950 – по настоящее время). Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации. Особая заслуга в создании школы принадлежит психологу Э. Мэйо (1880−1949 гг.). Э. Мэйо провел ряд испытаний, получивших название «хотторнские эксперименты», которые проводились на предприятиях фирмы «Вестерн Элекрик» и продолжались с 1924 по 1939 г. Основные положения и принципы школы «человеческих отношений»:— обратить внимание на человека;- знать чувства, настроения рабочих, обеспечивать взаимное доверие;- гуманные отношения, уважение к личности, демократизм;- делегирование властных полномочий;- ответственность не перед «кем-то, а за что-то» (за дело, которому служишь);- участие, гармония интересов, партнерство. Представители школы «человеческих отношений» считали, что если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности и повышению качества работы. Главный теоретический вывод Э. Мэйо заключался в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение. Как подтверждает практика, школа «человеческих отношений» продолжает развиваться и в настоящее время, так как богатый человеческий ресурс неисчерпаем. Школа поведенчеких наук Представители – Д.Макгрегор, А. Маслоу, Д.Карнеги. Данная школа изучила проблема.1. Взаимоотношение внутри коллектива2. Проблема власти3. Проблема авторитета4. Проблема лидерства и коммуникации Основной вклад: задача менеджмента состоит в том, что система управления должна быть построена таким образом, что достигая целей организации, человек удовлетворяет свои собственные потребности.

4 Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. по настоящее время)Становление школы науки управления, или количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и связанных с ними областей знаний. Они внесли существенный вклад в совершенствование теории управления Эта школа применила точные науки. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов и др. Ключевой характеристикой науки управления – исследования операций − является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

Общая характеристика моделей управления

Модель — продукт моделирования, то есть процесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).

В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Выделяют следующие основные модели управления:

— по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;

— по степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами гос. регулирования, социальная рыночная, модель гос. управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);

• по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;

— по критерию «встроенности» человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;

— по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;

— по принадлежности к соответствующим школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, «классическая школа», школа НОТ, школа «человеческих отношений», мотивационная школа, школа «организационного поведения;

— по роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора, модель У.Оучи;

— по отдельным управленческим признакам: модель 7С «Счастливый атом», модель управления по результатам, ситуационная модель;

— по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).

Модель, отвечающая российским традициям и культуре должна органически сочетать в себе основы национального опыта с передовой упр-ой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических задач в передовых странах мира. Слепое копирование — и опасно, и неэффективно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector