2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конструкция стреловых кранов

Конструкция стреловых кранов

По сравнению с другими самоходные стреловые краны отличаются высокой мобильностью и маневренностью. Наиболее мобильны из них пневмоколесные краны: они имеют высокую скорость передвижения, могут передвигаться по обычному грунтовому основанию и приспособлены для перевозки на большие расстояния без разборки самоходом или с применением тягача.

Рис. 123. Стреловые самоходные краны о — гусеничный; б — железнодорожный; в — иневмоколесный; 1 — стрела, 2

поворотная платформа; 3 =- опорно-поворотное устройство; 4 —ходовая часть

Высокой мобильностью обладают и железнодорожные краны; по рабочей площадке они передвигаются самоходом, а на большие расстояния — в составе железнодорожного поезда.

Наиболее маневренными являются гусеничные краны: они могут передвигаться по рабочей площадке в любом направлении с грузом на крюке и не требуют установки дополнительных опор. Благодаря высокой маневренности и достаточной в условиях строительной площадки мобильности гусеничные краны являются наиболее эффективными монтажными механизмами для промышленного строительства.

Рис. 124. Схемы исполнения рабочего оборудования гусеничного крана CKJ-40
а — д — стреловые; е — к — то же, с установочным клювом; л — п — башенно-стреловые

Важной отличительной особенностью стреловых самоходных кранов является универсальность их рабочего оборудования — стрелы этих кранов могут быть удлинены за счет типовых вставок и оснащены клювами (гуськами).

На рис. 124 показаны различные исполнения рабочего оборудования крана СКГ-40. Универсальность рабочего оборудования значительно расширяет область применения стреловых кранов. Они могут успешно применяться для производства строительно-монтажных работ при возведении различных сооружений, отличающихся своими размерами, а также для погрузочно-разгрузочных работ, при укрупнительной сборке конструкций и обслуживании складов.

Конструкция механизмов самоходных кранов в основном зависит от типа привода и источника энергии. Современные стреловые самоходные краны чаще всего имеют многомоторный дизель-электрический привод (рис. 125). Механизмы крана при таком приводе выполнены в виде отдельных агрегатов с индивидуальными электродвигателями, получающими питание от собственной дизель-генераторной установки — электростанции. На механизмах гусеничных и железнодорожных кранов применяются электродвигатели переменного тока, питание которых может осуществляться непосредственно от внешней электросети. Это позволяет значительно сократить эксплуатационные расходы, повысить срок службы (моторесурсы) дизеля и улучшить условия работы машиниста крана. При работе крана от внешней сети отсутствует шум, что весьма важно.

На механизмах пневмоколесных кранов чаще применяют электродвигатели постоянного тока, что связано с необходимостью широкого диапазона регулирования скорости передвижения крана, легко осуществляемого при применении электрических машин постоянного тока.

Электростанции постоянного тока; применяемые на самоходных стреловых кранах, значительно сложнее и дороже в изготовлении и эксплуатации, чем электростанции переменного тока. Они имеют не менее двух генераторов, дизель, гонный электродвигатель и передачу, соединяющую генераторы либо с дизелем, либо с гонным электродвигателем. Последний подключается к сети переменного тока и обеспечивает работу крана от внешней электросети.

Электростанция переменного тока состоит лишь из дизеля и генератора, соединенных муфтой.

Стреловые самоходные краны грузоподъемностью до 16 т имеют одномоторный (групповой) дизель-механический привод (рис. 126). Механизмы крана при таком приводе кинематически связаны с двигателями общей трансмиссией, состоящей из большого количества валов, зубчатых и других передач, муфт включения, управляемых тормозов и механизмов реверсирования.

В кранах небольших грузоподъемностей применяются многомоторные дизель-гидравлические приводы. Механизмы крана при таком приводе, так же как и при многомоторном дизель-электрическом, выполняются в виде отдельных агрегатов с индивидуальными гидромоторами, получающими питание от собственной дизель-насосной установки.

Краны с дизель-электрическим многомоторным приводом по сравнению с кранами, имеющими групповой дизель-механический привод, обладают преимуществами — они постоянно готовы к работе; управление ими удобно; они снабжены простыми и блочными механизмами; можно получать питание от внешней сети и совмещать рабочие операции. Такие краны нашли широкое применение в строительстве.

Рис. 125. Кинематическая схема механизмов гусеничного крана СКГ-40
1 — грузоподъемная лебедка; 2 — лебедка вспомогательного подъема; 3 — стрелоподъемная лебедка; 4-= механизм вращения; 5 — механизм передвижения; 6 — дифференциал; 7 — электростанция; 8 — гусеничная тележка

В соответствии с Правилами Госгортехнадзора все стреловые самоходные краны оборудованы ограничителями грузоподъемности. Работа краном при бездействующем ограничителе грузоподъемности запрещается.

Рис. 126. Кинематическая схема механизмов гусеничного крана МКГ-10:
1 — дизель; 2 — коробка перемены передач; 3 — реверс грузоподъемной лебедки; 4 —реверс стрелоподъемной лебедки; 5 — раздаточная коробка; 6 — механизм вращения; 7 — -зубчатый венец опорно-поворотного устройства; 8— угловая (коническая) передача; 9 — центральный редуктор механизма передвижения; 10 а 11 — бортовые редукторы гусеничных тележек; 12 — стрелоподъем-ная лебедка; 13 — грузоподъемная лебедка

Наиболее универсальным является ограничитель грузоподъемности ОГМ-1 ВНИИСтройдормаша. Он состоит из датчика усилия, встроенного в канатные тяги стрелового полиспаста, датчика угла поворота стрелы, расположенного у корня стрелы, и корректирующего устройства, собирающего показания двух датчиков и дающего импульс на отключение механизма (механизмов) крана. Однако этот ограничитель очень сложен в регулировке и ненадежен в работе.

Широкое применение нашел ограничитель грузоподъемности, состоящий лишь из одного датчика усилия, который устанавливается в тяги, соединяющие оголовок надставки двуногой стойки с хвостовой частью поворотной платформы.

После срабатывания ограничителя грузоподъемности электросхема крана предусматривает возможность опускания крюка и подъема стрелы. Кроме ограничителя грузоподъемности стреловые самоходные краны оснащаются ограничителями хода стрелы, клюва и крюков.

Механизмы дизель-электрических кранов управляются с помощью контроллеров или кнопок. Эта система управления является наиболее простой и надежной. Краны с дизель-механическим приводом имеют рычажную, гидравлическую насосную или безнасосную и смешанную системы управления механизмами.

При эксплуатации стреловых самоходных кранов необходимо строго соблюдать требования, изложенные в Правилах Госгортех-надзора и Инструкции по эксплуатации, монтажу и перевозке крана, прилагаемой к паспорту каждого крана. Особое внимание необходимо уделять состоянию подкранового пути (основания, на котором работает кран), предотвращая чрезмерное отклонение грузового полиспаста из плоскости подвеса стрелы. Необходимо учитывать, что ограничитель грузоподъемности не реагирует на перегрузку стрелы, вызванную отклонением грузового полиспаста из плоскости подвеса стрелы, и лишь муфта предельного момента механизма вращения предохраняет стрелу от такой перегрузки. Даже незначительное (на 1—2°) от допустимого отклонение грузового полиспаста из плоскости подвеса стрелы может вызвать перенапряжение поясов стрелы и их разрушение.

Весьма опасна просадка пути (основания), она может вызвать недопустимое увеличение вылета стрелы и опрокидывание крана, а также недопустимое отклонение грузового полиспаста из плоскости подвеса стрелы и разрушение стрелы.

При небольшом вылете стрелы следует опасаться увеличения ее вылета за счет деформации (податливости) стрелового полиспаста или полиспаста маневрирования клювом, поэтому при подъеме тяжелого груза необходимо вначале поднять его на высоту 100— 200 мм, проверить вылет стрелы, а затем производить дальнейший подъем.

Повышенные требования предъявляются к подкрановому пути (основанию) и обеспечению вертикальности грузового полиспаста при эксплуатации кранов, оснащенных башенно-стреловым оборудованием. Подкрановый путь должен быть строго горизонтальным и не допускать просадки. В нерабочем состоянии маневровый клюв должен быть опущен в горизонтальное положение.

Самоходный кран стреловой: описание, технические характеристики и виды

Для механизации погрузо-разгрузочных работ, подачи конструкций и материалов на строящиеся объекты, а также для поддержания элементов при их закреплении используется кран стреловой – грузоподъемная транспортировочная машина, у которой грузозахватное приспособление закреплено на концевой части грузовой балки либо подвешено на тележку, перемещающуюся вдоль стрелы.

Читать еще:  Как сделать картофелекопалку грохотного типа своими руками

Классификация стреловых кранов

Стреловые краны подразделяют на несколько видов в зависимости от сферы применения и конструктивных особенностей.

  1. Кран стреловой самоходный, у которого стрела закреплена на подвижной платформе или ходовом устройстве.
  2. Портальный устанавливается на портальной конструкции, предназначенной для пропуска транспорта.
  3. Башенный, у которого стрела закреплена на вертикальной ферме, башне.
  4. Судовой устанавливается на плавучих судах для проведения погрузо-разгрузочных работ.
  5. Мачтовый, или деррик-кран, имеет вертикальную мачту, на которой подвижно закреплена стрела.
  6. Монтажная стрела устанавливается непосредственно на месте проведения работ, стационарная, неповоротная.

Каждому экземпляру стрелового крана присваивается индекс, в котором зашифрованы основные конструктивные особенности и технические характеристики.

Передвижные краны

Среди всех групп грузоподъемных машин самыми распространенными являются стреловые самоходные краны, которые оборудуются различными движителями в зависимости от условий эксплуатации и поставленных задач.

  • автономным приводом;
  • мобильностью и высокой маневренностью;
  • способностью перемещаться вместе с грузом;
  • высокой грузоподъемностью;
  • способностью к быстрой транспортировке на другой объект;
  • универсальностью – возможностью установки различного сменного оборудования.

Самоходные краны имеют сменную стрелу, что позволяет менять параметры спецтехники и использовать ее для выполнения различных работ. Передвижной кран стрелового типа широко применяется при строительстве мостов и объектов энергетической промышленности, а также для погрузки тяжеловесного транспорта перед его транспортировкой.

Классификация стреловых кранов

Основными параметрами, согласно которым стреловые краны подразделяют на классы, являются: грузоподъемность, тип ходовой части, конструкция привода и технические особенности.

Согласно типу ходовой части спецтехнику делят на несколько видов:

  1. Автомобильный – подъемное оборудование установлено на автотранспортном средстве.
  2. Железнодорожный монтируется на платформы, перемещающиеся по железнодорожным путям.
  3. Стреловой кран гусеничный перемещается на гусеничном движителе.
  4. Пневмоколесный оборудуется собственным пневмоколесным шасси, управляемым непосредственно из кабины.
  5. Рельсовой – то же самое, что и железнодорожный кран, но самостоятельно перемещающийся вдоль линии.

Некоторые строители выделяют тракторный тип, где стрела с подъемным оборудованием выступает в качестве сменного навесного оборудования. Такая техника применяется для выполнения работ, связанных с перемещением грузов в условиях бездорожья.

Привод стреловых кранов

Основным рабочим элементом является привод, который отвечает за перемещение грузов. Наибольшее распространение получил кран стреловой с механическим типом привода. В нем все узлы приводятся в действие двигателем внутреннего сгорания на дизельном топливе или бензине.

При этом краны делят на одномоторные, где все рабочие узлы приводятся в действие силовыми установками, работающими на один вал, и многомоторные, где каждый механизм получает движение от собственного отдельного двигателя.

Конструкция стрелы

В зависимости от конструкции стреловые устройства кранов бывают двух видов – телескопические и решетчатые. Первый тип стрелы представляет собой полый короб, внутри которого располагается одна или несколько выдвижных балок. При необходимости изменения длины стрелы гидроцилиндры выдвигают телескопические элементы. Подобное оборудование чаще всего устанавливается на краны с гидравлическим приводом.

  • прямолинейные наиболее распространенные, предназначены для решения широкого круга задач;
  • криволинейные имеют перегиб, в зоне которого устанавливают таль. Такие стрелы используются для перемещения крупногабаритных грузов;
  • наращиваемые способны увеличивать свою длину установкой дополнительных секций;
  • шарнирно-сочлененные – стрелы, состоящие из наклонной части и присоединенного к ней с помощью шарнира гуська, который существенно увеличивает вылет стрелы.

Каждый тип стрелового оборудования оснащается гибкой или жесткой подвеской. В первом случае кран стреловой поднимает груз системой канатов и полиспаста, а во втором – гидравлическими цилиндрами.

Грузоподъемность стреловых кранов

Основной величиной, характеризующей кран, является его грузоподъемность – максимальная масса груза, которую способен поднять кран.

  • легкой – до 10 тонн;
  • средней – до 25 тонн;
  • тяжелой – более 25 тонн.

В величину грузоподъемности также включают массу рабочего оборудования – грузозахватных приспособлений, грейферов или электромагнитов. Грузоподъемность зависит от радиуса действия стрелы с учетом устойчивости спецтехники к опрокидыванию, а также прочности рабочих узлов.

Характеристики стреловых кранов

ГОСТ 22827-85 регламентирует основные характеристики и типоразмеры, которыми могут обладать самоходные стреловые краны. Характеристики – основные параметры, определяющие область применения и назначение спецтехники. Они бывают:

  • высотные – вылет крюка от ребра опрокидывания, длина стрелы, глубина опускания и высота подъема грузозахватного оборудования;
  • характеристики скорости – определяют скорость подъема, поворота груза, изменения вылета стрелы, движения в рабочем и в подготовленном к транспортировке состоянии;
  • параметры наклона – расчетный уклон, при котором обеспечена возможность перемещения по вертикали максимально тяжелого груза при всех положениях поворотной части;
  • показатели угла поворота – угол, на который спецтехника может повернуться.

Эти же характеристики применимы для описания стационарных стреловых кранов. Для получения более подробной информации следует обращаться к соответствующим ГОСТам.

Конструкция, принцип действия, назначение стрелочного крана

Назначение и область применения кранов

Кран стрелового типа — кран, у которого грузозахватное устройство подвешено к блокам на концевой части стрелы или подвешено к грузовой тележке, перемещающейся вдоль стрелы[1]. Выпускаются в передвижном и стационарном исполнении[2].

К кранам стрелового типа относят:

Стреловой самоходный кран — кран стрелового типа со стрелой, закреплённой на раме платформы или ходового устройства[3].

Башенный кран — кран стрелового типа поворотный, со стрелой, закреплённой в верхней части вертикально расположенной башни[3].

Деррик-кран — кран стрелового типа поворотный, имеющий вертикальную мачту и стрелу, закреплённую шарнирно на мачте, имеющей нижнюю и верхнюю опоры[3].

Портальный кран — кран стрелового типа поворотный, передвижной, на портале, предназначенном для пропуска автомобильного или железнодорожного транспорта[3].

Полупортальный кран — кран стрелового типа поворотный, передвижной, на полупортале[3].

Судовой кран — кран стрелового типа, поворотный, стационарный, установленный на борту судна и предназначенный для его загрузки и разгрузки[3].

Монтажная стрела — кран стрелового типа, неповоротный, стационарный, монтируемый непосредственно у места производства работ[3].

Стреловые краны подразделяют на несколько групп, самая распространённая из которых — группа самоходных (передвижных) кранов[4], в зависимости от условий эксплуатации оборудуемых различными ходовыми устройствами[2].

Для независимого перемещения по местности они оснащены специальным ходовым устройством. Стреловое оборудование этих кранов — сменное. Всё это позволяет быстро изменять параметры и использовать их при выполнении широкого круга задач[4].

Стреловые краны относятся к группе универсальных кранов, предназначенных для подачи строительных конструкций и материалов на строящиеся объекты, а также для механизации погрузочно-разгрузочных работ на складах. В процессе монтажных работ их используют для поддержания конструкций при их закреплении на месте монтажа[5].

Кроме того, они широко применяются:

На строительстве мостов: при погрузочно-разгрузочных, монтажных работах с различными конструкциями[6].

В энергетическом строительстве: в зависимости от мощности электростанции краны могут выполнять функции основного монтажного механизма (на объектах малой мощности), либо вспомогательного (на объектах средней и большой мощности) при монтаже основного энергетического оборудования. При монтаже вспомогательных объектов (химводоочистка, эстакады трубопроводов и пр.) самоходные краны становятся главным монтажным механизмом[7].

Читать еще:  Самодельный ручной бур для бурения скважины инструкция умельцев

Достоинства и недостатки:

Основное достоинство — способность быстро перебазироваться с одного объекта на другой, а затем сразу по прибытии на новое место начать работу. Благодаря этому краны успешно используются на рассредоточенных объектах с небольшим объёмом работ[5].

Главный недостаток — передвижение с грузом допускается со значительными ограничениями[5].

Классификация стреловых кранов:

  • · Самоходные стреловые краны
  • · На автомобильном шасси
  • · На гусеничных тележках
  • · На специальном шасси автомобильного типа

Стреловые самоходные краны классифицируют по следующим характеристикам: грузоподъёмности, конструкции ходовой части, типу привода, типу рабочего (стрелового) оборудования[2], а также по исполнению подвески стрелового оборудования[4].

Конструкция ходовой части:

По конструкции ходовой части (шасси), стреловые краны подразделяются на следующие виды:

Автомобильный кран стрелового типа на шасси автомобиля[3].

Гусеничный— кран на гусеничных тележках[3].

Железнодорожный[6] — кран стреловой, на платформе, передвигающийся по железнодорожному пути[3].

Кран на шасси автомобильного типа[6] — кран стрелового типа на ходовом устройстве типа автомобильного шасси[3].

Плавучий — кран на плавучих средствах[3].

Пневмоколёсный — кран стрелового типа на пневмоколёсном шасси, управляемый из кабины, установленной на поворотной части крана[3].

Рельсовый[2] — кран на рельсовом ходовом устройстве[3]: краны типа «СКР».

Тракторный[8] — кран стреловой на шасси трактора[3].

Привод стреловых кранов[править | править вики-текст]

В стреловых самоходных кранах используют:

Механический привод. При использовании группового механического привода все механизмы крана получают движение от дизеля или другого двигателя внутреннего сгорания[2].

Электрический привод. В случае использования электрического многодвигательного привода, каждый механизм имеет индивидуальный электродвигатель[2].

Гидравлический привод. При использовании гидропривода каждый механизм оснащается индивидуальным гидродвигателем[2].

По типу привода механизмов самоходные стреловые краны делятся на две группы:

Одномоторный привод: все рабочие механизмы приводятся в движение одним или несколькими двигателями, работающими на один вал. Одномоторный привод может быть механическим, либо комбинированным[4].

Многомоторный или индивидуальный привод, когда каждый механизм получает движение от отдельного двигателя[4].

Тип стрелового оборудования.

В стреловых кранах применяются:

Стреловое оборудование — оборудование крана, состоящее из рабочей (наклонной) стрелы, поддерживающих её элементов и крюковой подвески[9]. Оборудование стрелового крана представляет собой наклонную стрелу, которая установлена на поворотной раме крана[2].

Башенно-стреловое оборудование (сокр. БСО, исполнение крана в этом случае БСИ) — сменное оборудование стрелового самоходного крана с механическим приводом, состоящее из вертикальной или наклонно установленной башни (мачты), стрелы с гуськом (или без него) и необходимых устройств[9]. Мачта оборудования монтируется на поворотной раме крана и конструктивно представляет собой пространственную ферму, в верхней части которой на шарнирах крепится стрела с изменяющимся углом наклона, называемая управляемым гуськом[2]. Кран с установленным оборудованием этого типа позволяет получить наибольшее свободное пространство под стрелой, называемое полезным подстреловым пространством[2].

Крановое оборудование одноковшового экскаватора — решётчатая стрела, установленная на одноковшовый экскаватор[6]. В этом случае экскаватор используется в качестве стрелового крана. Грузоподъёмность кранового оборудования для экскаваторов с ковшами ёмкостью 0,4 мі; 0,65 мі; 1 мі и 1,65 мі составляет: 6,3 т; 10 т; 16 т и 25 т[6].

Конструкция стрелового оборудования:

По конструкции подразделяется на два основных типа:

Стрелы решётчатой конструкции[6]. Подвешиваются на гибкой подвеске при помощи системы канатов[4] — от стрелового полиспаста[8]. Стрелы, изменяемые по длине, оснащаются специальными вставками, устанавливаемыми в среднюю часть стрелы[6].

По конструкции, в свою очередь, решётчатые стрелы подразделяются на четыре подвида:

Прямые решётчатые стрелы. Применяются на кранах, которые предназначены для выполнения разнообразных работ. При этом возникают ситуации, когда при малых вылетах стрелы при наибольшей грузоподъёмности крана пространства под стрелой перестаёт хватать для подъёма крупногабаритных грузов[2].

Непрямолинейные стрелы. Стрела подвешивается на стреловом полиспасте в зоне перегиба стрелы. Применяются для увеличения пространства под стрелой. В таких случаях размеры поднимаемого груза могут быть очень большими, однако стрела при этом испытывает значительный изгибающий момент, а также при повороте крана — значительный крутящий момент[2].

Наращиваемые стрелы. Стрелу кранов, имеющих значительную грузоподъёмность, выполняют из нескольких секций-вставок, что позволяет применять стрелы большой длины[2].

Шарнирно-сочленённые стрелы. Представляют собой стреловое устройство, состоящее из основной стрелы и шарнирно закреплённого на ней гуська. Гусёк позволяет значительно увеличить вылет стрелы при существенном пространстве под стрелой крана, однако при этом снижается грузоподъёмность. Гусёк в этом случае является неуправляемым, так как угол наклона во время работы крана остаётся постоянным[2].

Как устроены стреловые автокраны

Реакция экспертов на просьбу рассказать об автокранах со стрелами, соперничающими по длине с футбольным полем, оказалась на редкость прозаической: обычные краны, только большие. Что ж, это нормальный взгляд профессионалов, которым повседневная работа редко оставляет поводы для удивления. Нам же остается задавать наивные вопросы, чтобы выяснить, как все-таки работают эти машины — обычные и необычные одновременно.

Где они применяются?

Передвижные стреловые краны большой грузоподъемности — инструмент специфический. В самом деле, на строительстве многоэтажных зданий в основном используются башенные краны, для малоэтажной стройки и, скажем, работ по прокладке труб подойдут передвижные краны грузоподъемностью 25−45 т. А вот тяжелые автокраны применяются в основном для «точечных» операций, связанных, как правило, с монтажом промышленного оборудования. Именно поэтому такие машины редко приобретаются для долгосрочного использования, а чаще арендуются. Самое полное представление о том, куда и зачем катаются по России эти гиганты, можно получить в компаниях, отдающих краны в аренду.

Деррик-кран. Одна из конструкций, обеспечивающих высокую грузоподъемность, называется деррик-краном. Ее характерная особенность — наличие второй, вспомогательной стрелы, которая работает как оттяжка. В деррик-кране используется дополнительный «плавающий» (подвесной) балласт.

«Наши машины постоянно в дальних командировках, — рассказывает Олег Агафонов, заместитель генерального директора по технической части компании «Рентакран», базирующейся в Подмосковье. — Из недавних работ — монтаж двух мегаваттных ветрогенераторов в Калмыкии. Генератор в сборе весит 47 т, нижний бетонный элемент — 50 т. Скажете, не так уж тяжело для 500-тонного крана? Да, но надо понимать, что лишь очень мощная машина способна нести стрелу достаточной длины, для того чтобы поставить ту же гондолу генератора на высоту 70 м. На строительстве нового терминала аэропорта Шереметьево наш 500-тонный кран монтировал деталь атриума весом 18 т. Причина использования тяжелого крана та же- стрелой пришлось дотягиваться на расстояние 60 м. Подъехать на кране ближе оказалось просто невозможно».

Но неужели для кранов, способных поднять сотни тонн груза, в России нет настоящей работы? «Есть, конечно, — отвечает Олег Агафонов. — Тяжелые грузы встречаются, например, при монтаже оборудования для металлургического производства. Недавно ставили две свечи дожига на металлургическом комбинате. Каждая свеча высотой 112 м. Или вот в Липецке устанавливали воздухонагреватель Калугина — 100 т. В Невинномысске — котел-утилизатор, те же 100 т. Никакой вертолет с такими грузами не справится. Эта работа — только для кранов».

Читать еще:  Описание шагающего экскаватора эш 10 70

Чтобы обеспечить вертикальную и боковую устойчивость стрелы и крана и повысить его грузоподъемность, используются оттяжки, конфигурация которых может заметно отличаться. Например, на телескопической стреле крана LTM 1400−7.1 перпендикулярно к продольной оси стрелы монтируется Y-образная конструкция, два своеобразных «рога» с полиспастами на концах. Пара вант крепится к заголовку стрелы, удерживая «за голову» конец длинного рычага. Далее ванты расходятся под углом, проходят через полиспасты и вновь сходятся у основания стрелы, где жестко связываются с балластом. Так, с одной стороны, увеличивается грузоподъемность крана, а с другой — повышается боковая устойчивость стрелы, которой можно управлять, ослабляя и натягивая ванты с помощью лебедки. Если на телескопическую стрелу устанавливается гусек-удлинитель, применяются дополнительные оттяжки, только уже не Y-типа, а А-типа.

Как они передвигаются?

Прежде чем рассказать о технических особенностях тяжелых автокранов, необходимо сразу заметить, что современные машины, производимые лидерами отрасли (Liebherr, DeMag, Grove и др.), насыщены электроникой и автоматикой. Водителю и оператору крана стоит только задать машине нужную программу, и многое она сделает сама. Вот пример: 400-тонный кран Liebherr LTM 1400−7.1 несет на себе телескопическую стрелу длиной от 46 до 60 м. Длина машины со сложенной стрелой — почти 19 м. Ширина — 3 м. Понятно, что управлять такой махиной в пути или при маневрировании- задача, не сравнимая даже с «пилотированием» тяжелой фуры, поэтому человеку нужна помощь автоматики. В распоряжении водителя есть несколько предустановленных программ «активного управления». Это значит, что в зависимости от угла поворота руля и скорости движения все колесные мосты (их семь) работают так, чтобы оптимизировать угол поворота. Если кран просто движется по дороге, то первые три моста (всего их семь) управляются постоянно. Мосты 4 и 5 «подруливают» до скорости 30 км/ч, а затем фиксируются в положении «прямо». Мосты 6−7 работают (поворачиваясь в сторону, противоположную повороту руля) до скорости 60 км/ч, а затем также фиксируются в положении «прямо». Этим достигается повышенная маневренность и устойчивость на больших скоростях и снижается износ шин, цена которых для тяжелой техники весьма чувствительна. Есть программы движения без заноса, предусмотрен и режим маневрирования, при котором все мосты повернуты в одну сторону под одинаковым углом. В этом случае кран едет по диагонали.

Мобильность — одно из главных преимуществ колесного крана. Его самоходная доставка к месту работы обходится дешевле перевозки, скажем, гусеничного крана в разобранном виде на платформах. Правда, в нашей стране все не так просто. «Согласно российскому законодательству, по дорогам общего пользования разрешается движение транспортных средств с нагрузкой не более 10 т на ось, — объясняет Олег Агафонов.- Общая же масса машины не должна превышать 38 т. В эти параметры самые тяжелые краны (до 100т) не вписываются, поэтому требуется спецразрешение ГИБДД. Беда в том, что разрешение требует долгих согласований, и если, например, заказчику кран нужен срочно, мы не можем его отправить из-за бюрократических препон. Иногда эту проблему приходится решать самому заказчику. Когда наши краны, работавшие в Липецке, потребовалось перебросить в Калмыкию для монтажа ветряков, сопровождение нам прислал президент республики Кирсан Илюмжинов. Так и ехали конвоем — два крана и 11 автомобилей сопровождения».

Зачем тогда гусеничные краны?

Если существует техника одинакового назначения, но разной конструкции, значит, у каждой из конструкций есть свои плюсы и минусы. До строй-площадки колесный кран добросить проще и дешевле (даже с учетом административных ограничений), но как только машина заняла исходную позицию для работы, ее тут же лишают подвижности. Дело в том, что колесные мосты не рассчитаны на нагрузки, которые испытывает работающий с тяжелым грузом кран. Кроме того, у колесного крана высокая база и, соответственно, высоко расположен центр тяжести. Чтобы придать машине большую устойчивость, а заодно и защитить от поломки ходовую часть, кран ставят на выносные опоры- аутригеры — и слегка приподнимают над площадкой. После установки на аутригеры кран сможет работать только в пределах зоны вылета, то есть перемещать грузы там, куда достает стрела. Гусеничный кран таких ограничений лишен. У него более широкая и низкая база, в него уже встроен грузобалласт, и аутригеры ему не требуются. Гусеничный кран может перемещаться по стройплощадке вместе с грузом, и именно поэтому такие краны гораздо чаще приобретают на длительный срок, а не арендуют.

В сложенном виде телескопическая стрела напоминает баллистическую ракету.

В чем отличие телескопической стрелы от решетчатой?

Колесные краны с телескопической стрелой производят, пожалуй, наиболее сильное впечатление. В сложенном виде стрела напоминает межконтинентальную баллистическую ракету, приютившуюся на спине тягача, а затем, почти как та же ракета, взлетает высоко в небо. Главное достоинство складной стрелы — ее компактность, упрощающая передвижение. Да и привести «телескоп» в рабочее положение можно всего за несколько минут. А вот длинные решетчатые стрелы состоят из сегментов, и они путешествуют к месту работ в разобранном виде. Чтобы собрать стрелу, понадобится несколько часов и… еще один кран. Зато решетчатая стрела, не уступая телескопической в жесткости, имеет значительно меньшую массу, что, естественно, повышает грузоподъемность крана.

На самом деле никакого бескомпромиссного «или — или» не существуют. Для достижения максимальной высоты подъема телескопические стрелы комбинируют с решетчатыми конструкциями — удлинителями стрелы, которые профессионалы называют «гусёк». Гусёк может быть жестко смонтирован со стрелой либо иметь степень свободы и управляться с помощью отдельной лебедки — в этом случае он называется «качающимся гуськом».

Необходимый элемент колесного крана — выносные опоры, аутригеры. Нагрузка на них контролируется компьютером.

Легко ли в наши дни крановщику?

Повторимся: современный кран — невероятно высокотехнологичная машина, и кабина крановщика выглядит не хуже пилотского кокпита. Панель приборов, ЖК-дисплей, пульт с множеством кнопок, джойстики для управления грузовой и стреловой лебедками — здесь, как и в новейших авиалайнерах, царит принцип fly-bу-wire, или управления по проводам. Иными словами, все, что исходит из кабины крановщика, — это цифровые команды, подаваемые по шинам данных к электронным блокам электромеханических исполнительных устройств. Любая работа начинается с выбора предустановленных параметров, представленных на дисплее средствами графического интерфейса. Выбирается вес и тип балласта, конструкция стрелы, тип подвеса, вводятся ограничения угла поворота стрелы и движения груза. В ходе работ «человеческий фактор» находится под контролем компьютера. В частности, программа «ограничитель грузового момента» гарантирует, что при нормальных условиях любые, в том числе и не вполне корректные действия оператора крана не смогут привести к опрокидыванию машины. Если только не случится что-то непредсказуемое и не зависящее от человека — например, проседание грунта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector